Новости
Заповедное море: береговая черта
Нынешний год для Дальневосточного морского биосферного государственного природного заповедника, основанного 24 марта 1978 года – юбилейный.
В первом в России морском заповеднике, практически всю площадь которого занимает акватория, обитает несколько тысяч видов растений и животных. Помимо сохранения и изучения всего живого на вверенной территории, важной частью работы заповедника является эколого-просветительская деятельность и познавательный туризм. Эти сказочной красоты труднодоступные уголки Южного Приморья, помимо туристов, время от времени посещают и художники.
К знаменательной дате – 40-летию учреждения «Дальневосточного морского заповедника» – филиала ННЦМБ ДВО РАН приурочена нынешняя выставка двух приморских живописцев среднего, зрелого уже поколения Екатерины Кравцовой и Александра Казанцева «Заповедное море: береговая черта». Название проекта и тематика произведений – крупной серии гуашей и натурных этюдов, выполненных маслом – обусловлены самой географией заповедной зоны.
Екатерина Кравцова – выпускник ДВГАИ, член Союза художников России, преподаватель ДВФУ – много лет сотрудничает с заповедником не только как художник, но и фотограф, и экскурсовод. Побудительным мотивом к созданию новой серии необычных станковых графических работ стали наблюдения и открытия, зачастую случайно сделанные в ежегодных поездках на юг Приморского края. Суммируя впечатления, тщательно отбирая характерные образы мест, Екатерина берёт на кончик кисти исключительно самое яркое, запоминающееся и творит в реалистическом ключе, что не отменяет полной свободы в выборе выразительных средств. Мозаика безыскусных тайн редко видимого горожанином естественного мира, выявляющая гармоничный симбиоз живого и неживого, рождается из голубизны живой воды, лёгкости вкусного воздуха, тепла щедро нагретых солнцем камней и безмятежности отдыхающих на них пернатых и ластоногих, матовых россыпей ракушек на песчаном берегу, сочности спеющих на колючих кустах ягод шиповника. Лоснящиеся от копоти костров бока походного чайника, видавшая виды лодка, крепко уснувшая на солёных голышах – соседствуют с нерукотворным: давним уже скелетом кита, вцепившимся в каменистый склон всей мощью корней деревом-драконом и белыми маками. Мешая морской пейзаж с лесным и натюрмортом, чередуя жанры, выстраивая игру первым, средним и дальним планами Кравцова как режиссёр кинофильма, проявляет для нас заново всю мощь мало познанной дикой природы азиатской России. Пластика неосвоенных мест, стихия, интересна художнику сама по себе: при большой удаче с нею можно дружить, но никогда не управлять. Так понимали сущее знаменитые мастера японской графики, шедеврами которых вдохновлялись импрессионисты.
Александр Казанцев – также выпускник ДВГАИ, участник многочисленных групповых выставок – как выученик отечественной реалистической школы представил натурные этюды юга Приморья: изгибы береговой линии, упругие горбы сопок, узнаваемые пейзажи острова Фуругельма. Другая часть творчества дальневосточного Робинзона – листы оригинальнейшей рукописной картографической «книги», создававшейся автором на протяжении ряда лет.
Любой состоявшийся художник – будь то прирождённый график или живописец – отражая мир в пятне и линии, переливах оттенков, заставляет нас не только увидеть острее несуетное вокруг, но и заново прочувствовать горячую волну ликующего гимна вечности бытия, изначально заложенного в каждом из нас.
Елена Клымюк, искусствовед
05 апреля 2018 г.